|
По улицам старой Самары
В рамках реализации проекта планируется создание экскурсионного видео маршрута как аудиовизуального пособия для работы по краеведческой программе в образовательных учреждениях и молодежных общественных организациях Самарской области.
Для создания экскурсионного видео маршрута сотрудниками проекта будет изучена базисная программа по краеведению, преподаваемая в образовательных учреждениях области, подобрана соответствующая дополнительная информация об исторических объектах, отснят необходимый видео ряд.
Смонтированный ролик будет представлен на апробацию в 3 образовательных учреждения Самарской области.
По итогам проекта будет проведена презентация экскурсионного видео маршрута для специалистов по работе с молодежью и руководителей ОУ, после чего ролик будет передан для распространения по ОУ Самарской области в количестве 679 штук.
1. Обоснование необходимости проекта.
Новые подходы к формированию общей культуры человека, отражающие социальный заказ нашего общества, а именно формирование всесторонне развитой и патриотичной личности, требуют эффективных способов её формирования. Эта задача тем более важна в свете необходимости воспитания личности, одним из главных свойств которой будет сохранение, углубление и распространение знаний по истории и культуре своей малой родины. О необходимости использования краеведческого материала в обучении и воспитании писали Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, а также А.С. Барков, В.Н, Буданов, В.К. Кондаков, Н.И. Новиков, Д.Д. Семёнов и др.
К.Д. Ушинский в работе о народности воспитания подчёркивал, что воспитатель должен в первую очередь обращаться в процессе развития личности к конкретному окружающему материалу, и выступал за создание «местных пособий» для школ и привлечение учителей для написание таких пособий. Эти мысли великого педагога актуальны для России сейчас, как и сто двадцать пять лет назад, когда они были высказаны. Но формы и механизмы формирования культурной личности претерпели с тех пор определенные изменения.
Современному подростку и молодому человеку необходим так называемый элемент «entertainment» (по западной терминологии) даже в процессе усвоения базовых знаний, умений и навыков. Поэтому, чтобы сделать обучающий курс как можно более привлекательным, специалисты идут на разные ухищрения, применяя тот или иной инновационный подход.
Основная проблема заключается в том, что не может быть создан единый современный учебник или пособие по краеведению всех регионов Российской Федерации. В каждом регионе принята и реализуется своя программа, которая зачастую не соответствует интересам и потребностям подростков и молодых людей.
Наш проект призван решить эту проблему на территории Самарской области, а точнее – создать такое дидактическое пособие, которое будет способствовать повышению интереса к изучению истории Родного края подростков и молодежи Самарской области.
2. Цель и задачи проекта.
Цель проекта – содействие в нравственном, патриотическом и гражданском воспитании подростков и молодежи Самарской области через повышение интереса к истории родного региона с использованием современных форм и методов.
Задачи:
1. Проанализировать образовательную программу по краеведению Самарской области на наличие культурологического фактора и его соответствие современному состоянию;
2. Создать современный дидактический аудиовизуальный материал для реализации краеведческих программ на территории Самарской области;
3. Апробировать созданный аудиовизуальный материал в рамках реализации проекта с участниками модельной группы;
4. Распространить опыт работы по указанному направлению на территории Самарской области.
3. Деятельность по проекту.
Для решения поставленных задач деятельность по проекту будет разделена на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Задача №1 будет решена в рамках подготовительного этапа, задачи №2 и №3 — в рамках основного, задача №4 — на заключительном этапе.
На подготовительном этапе будет сформирована рабочая группа проекта, состоящая из специалистов по историческому и литературному краеведению, сотрудников школ и музеев г.о. Самары, имеющих опыт работы по реализации региональных проектов СГОО «Союз молодых учёных», направленных на пропаганду и сохранение культурно-исторических ценностей Самарского края («Электронная библиотека по истории, археологии, этнографии Среднего Поволжья», «Электронная культурно-историческая карта Самарской области» и «Самара – город всероссийского значения»).
Изучение базисной образовательной программы по краеведению в Самарской области (программы для начальной школы на базе учебного пособия «Моя Самара» и факультативного курса для средней общеобразовательной школы) позволит определить потребности курса в наглядных мультимедийных материалах различных видов. Для создания материалов подобного рода рабочая группа проекта будет осуществлять коммуникации и получит консультативную помощь от ведущих специалистов региона в области методики преподавания гражданских дисциплин (к.и.н., доц. СГПУ Репинецкая Ю.С., к.п.н., доц. СФ МГПУ Рогожина Г.Н., методисты МОУ Гимназия № 1) и исторического краеведения (д.и.н., проф. Дубман Э.Л., д.и.н., проф. Кабытов П.С., д.и.н., проф. Репинецкий А.И.)
На основании результатов изучения образовательной программы по краеведению и консультаций с ведущими специалистами в данной области будет определён перечень культурно–исторических и других значимых мест при создании наглядного мультимедийного материала, а точнее экскурсионного видео маршрута по культурно-историческим местам края. После чего будет осуществлен сбор информации в библиотеках города Самары об всех значимых местах, фигурирующих в экскурсионном видеоролике. К этой работе будут подключены студенты и аспиранты педагогических вузов города (СГПУ и СФ МГПУ), а так же СамГУ, работающие и ориентированные на построение карьеры в системе культурного образования подрастающего поколения.
Информирование общественности и региональных СМИ о деятельности по проекту будет осуществляться через студенческие издания (например, газеты «Молодой учитель», «Самарский университет», «Юни» и др.), газету «Репортёр», информационные Интернет -ресурсы (например, Информационное агентство «Самара бизнес-консалтинг»), сайты Гуманитарной секции СГОО «СМУ» и сотрудничающих с ней организаций (в том числе, СГПУ и Гимназии № 1). В скобках приведены издания и организации, с которыми уже существуют предварительные договорённости о соответствующем сотрудничестве – при реализации проекта их список будет расширен.
В рамках основного этапа реализации проекта будет проведена работа по созданию экскурсионного видео маршрута:
1. Подготовка собранной информации к созданию экскурсионного видеоролика;
2. Проведение съемок исторических и других значимых мест города Самары для создания экскурсионного видеоролика;
3. Монтаж и запись пробной копии экскурсионного видеоролика.
После создания видеоролика будет сформирована модельная группа (50 – 75 человек) из числа учащихся образовательных учреждений г.о. Самары (будут привлечены школы различных видов: МОУ № 147, Гимназия № 1, НОУ «Ор-Авнер» и т.п.) для апробации видео материала на занятиях по краеведению. Влияние видеоролика и результаты его просмотра (культурологический и педагогический эффект) будут проверены с использованием классических технологий образовательного тестирования, «фит-бэка» и социологического исследования (консультанты при составлении: к.и.н., доц. СГПУ Репинецкая Ю.С., к.с.н, доц. СФ МГПУ Фазульянова С.Н.). По итогам работы модельной группы к видео маршруту будут приложены рекомендации по его использованию. Для распространения экскурсионного видео маршрута по образовательным учреждениям Самарской области он будет растиражирован в количестве 679 штук, специалисты разработают дизайн обложки для диска, которая будет в последствии напечатана в типографии.
На завершающем этапе реализации проекта будет проведена итоговая презентация экскурсионного видео маршрута. С видеороликом и результатами проекта будут так же ознакомлены специалисты по работе с молодежью и руководители образовательных учреждений Самарской области, приглашенные для участия в презентации экскурсионного видео маршрута, которая пройдёт на базе ГОУ ВПО «СГПУ» или МОУ Гимназия № 1 (с обоими учреждениями существуют договора о сотрудничестве). Далее видеоролик будет распространен по образовательным учреждениям и детско-молодежным общественным объединениям Самарской области. По итогам проекта будет сформирован программный и финансовый отчеты.
|