российская академия наук, самарский научный центр

Самарская городская общественная организация

«СОЮЗ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ»

московский филиал

 

 

научный Молодёжный ежегодник

Выпуск III

Часть 2

 

 

 

Репинецкий С.А.

Соколов и.А.

 

 

Реферат и научная работа в школе:

государственный стандарт,

педагогический опыт,

методические рекомендации

 

 

www.ysa-human.narod.ru

 

 

Москва – Самара

2008


Удк 371.385.5

ББК

 

Репинецкий С.А., Соколов и.А. Реферат и научная работа в школе: государственный стандарт, педагогический опыт, методические рекомендации. Москва – Самара: Издательство СамНЦ РАН, 2008. – 51 с. ISBN 978-5-93424-325-9

 

Рецензенты:

Корнилов В.А., кандидат исторических наук, профессор;

Петрухенко Н.М., кандидат педагогических наук;

Рогожина Г.Н., кандидат педагогических наук.

 

Под редакцией Председателя Гуманитарной секции и Московского филиала СГОО «Союз молодых учёных» С.А. Репинецкого.

 

Печатается по решению издательского совета Самарского научного центра российской академии наук

 

         Настоящее издание продолжает серию сборников научных трудов Самарской городской общественной организации «Союз молодых учёных», издававшихся в 2002–2007 гг. В методическом пособии рассматривается процесс написания рефератов и научных работ учащимися от выбора темы до презентации итогов исследования. Адресовано школьникам, преподавателям и студентам младших курсов. Авторы – аспиранты Московского городского педагогического университета по специальности «Отечественная история», члены СГОО «Союз молодых учёных», имеющие опыт организации научно-творческой работы учащихся.

Ó Репинецкий С.А., 2008

Ó Соколов и.А., 2008


 

Оглавление

 

Название раздела

Страницы:

Из опыта г. Самары…

Из опыта г. Пушкино…

1.   Предисловие

4

2.   Государственный стандарт

6

3.   Выбор темы

9

10

4.   План и структура работы

14

15

5.   Подбор и изучение литературы и сбор материала

16

17

6.   Обработка материала и написание текста работы

19

24

7.   Подготовка доклада и защита работы, критерии оценки

42

44

8.   Список источников

45

9.   Список рекомендуемой литературы

45

10.             Приложения

46


Предисловие

 

Методическое пособие посвящено процессу написания рефератов и научных работ учащимися от выбора темы до презентации итогов исследования. Авторы уделили внимание трём аспектам.

·        Государственным стандартам по этому виду учебной деятельности (источники и документы указаны на странице 47).

·        Собственному педагогическому опыту.

Репинецкий С.А. в 2002 – 2006 годах работал научным консультантом в 7 – 10 классах гимназии № 1 г. Самары. Десятки его учеников успешно выступали с докладами на научно-творческих конференциях и неоднократно становились победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов научных работ школьников (см. документы на личной странице автора).

Соколов И.А. в данный момент является преподавателем гимназии № 10 г. Пушкино и осуществляет научное руководство учащимися при написании рефератов.

Таким образом, части разделов, представленные авторами, будут иметь соответствующие подзаголовки: «Из опыта города Самары…» или «Из опыта города Пушкино…».

·        Педагогический опыт авторов лёг в основу предлагаемым вниманию читателей методических рекомендаций, которые также будут делиться на авторские подразделы.

Стоит отметить, что авторы не только обращают внимание на различные аспекты рассматриваемого процесса, но и не всегда единодушны в своих выводах и рекомендациях, иногда их взгляды различны, что обусловлено и региональной спецификой. Несмотря на это, все представленные положения успешно апробируются и могут рассматриваться комплиментарно, как взаимодополняющие. Для более правильного использования предлагаемых рекомендаций следует учитывать, что Репинецкий С.А. основывается, прежде всего, на опыте подготовки научно-исследовательских работ учащихся в Поволжье, тогда как Соколов И.А. – на опыте подготовки школьных рефератов в Московской области.

Пособие адресовано разным группам читателей:

·        школьникам, занимающимся написанием рефератов и научно-исследовательских работ, а так же готовящимся к публичным выступлениям;

·        преподавателям, осуществляющим научное руководство школьниками и применяющим поисковые методики в обучении;

·        студентам младших курсов, не получившим в школе навыков написания рефератов и исследовательских работ и испытывающим затруднения при работе над рефератами и курсовыми работами в вузах.

 

* * *

Настоящее издание осуществлено Московским филиалом Самарской городской общественной организации «Союз молодых учёных» на средства, предоставленные в виде субсидии Ми­нистерством культуры и молодёжной политики Самарской области.

Авторы выражают благодарность сотрудникам Поволжского филиала Института российской истории и Самарского научного центра Российской академии наук (ПФ ИРИ РАН и СамНЦ РАН) за организационную поддержку.


Государственный стандарт

 

При подготовке реферата в школе часто встают проблемы правильности его оформления в целом, библиографических ссылок и списка литературы (что особенно актуально из-за введения в действие нового ГОСТ 7.1 – 2003, который заменил собой ГОСТ 7.1. – 84), грамотного структурирования своего времени, подготовки к защите и т.д. Многочисленные издания, ставящие целью решение этих проблем, часто сопровождаются избыточными данными, зачастую не соответствующими ГОСТу, а только представлениям авторов. Мы не говорим уже о тех изданиях, где не прямым текстом рекомендуется «скачать» реферат из Интернета и даже приводятся URL ссылки на подобные ресурсы. Данное издание ориентировано именно на тех, кто хочет самостоятельно выполнить работу. В максимально сжатом объёме мы постараемся дать наиболее полезную информацию. Издание призвано помочь, в первую очередь, тем, кто собирается сдавать в форме реферата школьные экзамены.

Существует два вида рефератов:

Реферат (1) – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. Более точное разъяснение даётся ГОСТом: «Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата» [1].

То есть, посторонний человек, не знакомый с книгой, прочитав Вашу работу должен составить общее представление о реферируемом печатном издании. Этот тип также иногда обозначают как «реферат на книгу».

Реферат (2) – самостоятельная научно-исследовательская работа, где раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также излагаются собственные взгляды. Этот тип иногда обозначается как «реферат на тему». Для написания такой работы привлекаются несколько различных изданий. Данный тип реферата определяется ГОСТом как «сводный реферат – реферат, составленный на основе двух и более исходных документов»[2].

Слово «реферат» переводится с латинского буквально как «пусть он доложит». Важно то, что в нем не пересказывается содержание одного или нескольких источников, а осуществляется анализ, обобщение, переструктурирование, систематизация и т.д.

Рефераты:

·        дают возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

·        предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного текста документа в случае, если он представляет для читателя второстепенный интерес;

Реферат –маленькое исследование конкретной темы[3]. Поэтому нужно выделить несколько этапов классического исследования:

1. Выбор темы исследования

2. Информационный поиск

3. Формулировка цели и задач

4. Построение плана

5. Выбор методик

6. Экспериментальная часть

7. Обсуждение результатов

8. Оформление результатов

Хотя подготовка школьного реферата и отличается от классического исследования своей упрощённостью, но, в целом, она повторяет этапы этой схемы.

Эксперимент –система приёмов и методов изучения явлений посредством изменения условий их протекания.

Существует два основных вида эксперимента: проверочный (выполняется с целью проверить теоретические данные) и поисковый (поиск новой информации). В то же время, проверочный эксперимент может дать новые данные, а поисковый не ставят без теоретических данных, границы между двумя видами весьма условны. Существует также понятие о мысленном эксперименте – когда задаются условия, которые невозможно реализовать в реальности. Такой формой часто пользовался Альберт Эйнштейн, предлагавший за основу какой-нибудь вымышленный космический корабль, летящий в космосе, как некую идеальную модель.

Реферат выполняется во внеучебное время. На написание формально отводится не менее месяца.  Однако написать хороший реферат (уже точно определив тему) менее чем за 2-3 месяца достаточно сложно. Объём не может быть менее 8-10 страниц (он не включает титульный лист, оглавление, материалы приложений, сноски). Мы рекомендуем ориентироваться на объём 20-25 страниц, как наиболее оптимальный для раскрытия темы.

Методику руководства научно-исследовательской работой учащихся целесообразно рассмотреть по этапам. Сразу оговоримся, что они не представляют собой строгую последовательность, и каждый следующий этап вполне может (обычно так и происходит) начаться до завершения предыдущего. Это, прежде всего, связано со структурным делением работы: например, первая глава уже может быть написана в окончательном варианте, а к третьей будет ещё только подбираться литература. Итак, выделим главные этапы.

 

Выбор темы

 

Из опыта города Самары…

Если ученик приходит с готовой темой (например, в 2003 г. Хавлин В. на первом же занятии сказал, что собирается писать о церковном расколе ХVІІ в.), то, исключая случаи полного несоответствия темы возможностям ученика в плане интеллектуальной деятельности и поиска материала, эта утверждается в рабочем варианте. Рабочий вариант подразумевает определённость общей проблемы исследования (например, в данном случае, церковная реформа), но оставляет возможность для манёвра в конкретизации частной проблемы. На наш взгляд, ее определение следует производить после ознакомления ученика с литературой, так как до этого ему трудно сформулировать главный вопрос своего исследования, чтобы раскрывающая его тема отвечала следующим параметрам:

·        Наличие хотя бы минимальной дискуссионности (например, тема «Сравнение положения женщин в Европе V – Х вв. и на Руси Х – ХV вв.» явно перспективнее, чем тема «Положения женщин на Руси Х – ХV вв.», так как первый вариант подразумевает самостоятельный анализ и оценку – что и требуется).

·        Тема должна быть сформулирована научно, но ученик должен понимать каждое слово в названии темы (формулировки наподобие «Сервиальный комплекс в менталитете либеральных народников» для учащихся среднего звена явно не пригодны).

·        Тема должна быть достаточно обеспечена литературой, причём, желательно, неодноплановой (например, если можно представить только ряд учебных пособий, это не годится).

Такая тема может считаться действительно проблемной и правильно сформулированной, то есть имеет большие перспективы и становится окончательным вариантом.

Если ученик не знал, о чём ему писать, то мы действовали по следующему алгоритму:

·        Ученик придумывает (в крайнем случае – совместно с руководителем) 3 – 4 возможных рабочих варианта темы.

·        К каждой теме формулируется частная проблема (это делает только сам ученик – он лично должен сознавать, о чём будет писать).

·        К каждой теме составляется список найденной литературы.

·        Делаются первые варианты плана работы.

При прохождении данного алгоритма выявляется превосходство какой-либо темы в удобности проблематики или подбора литературы. Она и принимается в качестве окончательного варианта. Так была «найдена» тема для работы об «обвинении, следствии и суде средневековой инквизиции», впоследствии высоко оценённой городской комиссией (2004 г.). Описанный метод в той или иной мере самостоятельного выбора темы учащимися играет большую роль в образовательном процессе с точки зрения воспитания. Он формирует в личности ребёнка качество самостоятельности и приучает его к выбору в жизни. Именно поэтому, на наш взгляд, руководитель никогда не должен просто давать ученику готовую тему – тогда весь педагогический эффект данного этапа сводится к нулю.

 

Из опыта города Пушкино…

Тема реферата, конечно, определяется исходя из личных интересов каждого человека. Когда исследователи ее определяют, то начинают с конкретизации и формулировки научной проблемы. Темы исследований обычно делят на теоретические (здесь преобладают обобщение и систематизация) и прикладные (нацелены на решение прикладных задач).

В рамках школы, разумеется, о решении серьёзных научных проблем речь не идёт, поэтому здесь тему определяют другие факторы.

У каждого есть те или иные интересы или «сильные» знания по тому или иному вопросу. Обычно выбор происходит между интересной и относительно не исследованной темой и «сильной», хорошо освоенной. В конечном итоге, выбор делать Вам. Тема формулируется как заглавие реферата.

ВАЖНО: Новизна заключается не только и не столько в провозглашении новых идей, а в более глубоком анализе темы.

При выборе темы реферата нужно учитывать наличие литературы и её доступность.

ВАЖНО: Если Ваш учитель не является специалистом в выбранной теме, Вы можете найти консультанта, который поможет в подготовке реферата. К выбору консультанта надо подходить с большой ответственностью, так как он может оказать существенную помощь. В то же время, неправильно выбранный консультант может существенно замедлить Вашу работу или даже повредить ей.

Необходимо также заранее переговорить с учителем по тому предмету, по которому Вы собираетесь писать реферат. Особенно если речь идёт о рефератах, которые защищаются в качестве экзаменационных работ. Если успехи в учёбе не позволяют надеяться на «4» и «5» в четвертях, Вас просто не допустят к сдаче экзаменов в данной форме.

Стоит обращать внимание на актуальность темы. Так, например, тема реферата «Культурные связи алеутов и оленеводов Чукотки в период неолита» вряд ли может быть названа актуальной. Поэтому на защите Вы можете столкнуться с сильной критикой самой темы реферирования.

Актуальность темы исследования –степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы, вопроса или задачи. Актуальность для реферата может выражаться в двух вариантах: выбранная Вами тема может быть недостаточно изученной или исследование в данной области может иметь какое-то важное прикладное значение. Если подпадает под одну из этих позиций – то актуальна.

При выборе темы необходимо исходить из цели, которую Вы преследуете при написании данного реферата. Цель – это то, что требуется получить в результате исследования. Любое исследование (в том числе и реферат) связано с некоторой проблемой. Проблема – такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. По существу объект исследования – пространство, в рамках которого будет вестись исследование. Предмет исследования – то, что находится в границах объекта и подлежит исследованию. Предмет определяет тему. Объект относится к предмету как общее к частному.

При выборе темы для реферата нельзя исходить только из конъюнктурных соображений и руководствоваться только политическими убеждениями. Политизация темы (что было характерно для советской науки) приводит к снижению качества Вашего реферата.

Есть общая схема, которая позволяет Вам самим подобрать тему. Тема должна быть:

·        проблемной;

·        предельно краткой; если нельзя ужать тему до 6-7 слов, её часть можно вынести в подзаголовок. В любом случае, в названии не должно быть причастных и деепричастных оборотов, вводных слов;

·        понятной; неясность трактовок будет играть не в Вашу пользу на защите реферата – вам смогут задать неожиданный вопрос, укладывающийся в рамки витиеватой темы;

·        благозвучной.

Если сформулированная Вами тема отвечает всем этим показателям, её можно, после совета с преподавателем, утверждать.

ВАЖНО: после выбора тему реферата необходимо согласовать с учителем! Именно учитель по предмету, по которому Вы хотите писать реферат, поможет Вам определиться с формулировкой темы. Впоследствии, в зависимости от собранного материала, эта формулировка может изменяться или уточняться. Единственное, что нужно помнить: окончательно выбранная тема проходит экспертизу, после чего утверждается директором школы не позднее третьей учебной четверти.

Рефераты в школе могут быть классифицированы следующим образом:

1.      Классификационный. Предполагает обоснование принципа выбора классификации, её полноту и достаточно высокий уровень обобщения программного материала.

2.      Познавательный. Подразумевает изучение его автором достаточно сложного теоретического материала, далеко выходящего за рамки программы. В итоге должны быть собраны воедино и доступно изложены основные положения изучаемого, приведены яркие примеры, иллюстрирующие характерные идеи, и их методы.

3.      Исследовательский. Основным содержанием реферата является комплекс вопросов, решаемых автором самостоятельно. Значительная часть работы должна содержать обоснование перспективы развития темы.

При написании реферата можно исходить также из того, что Вам в дальнейшем можно будет продолжать тему. Так, если Вы выбираете тему «Терроризм», то сможете использовать полученные знания в разных областях. Эта тема актуальна для истории, социологии, политологии, психологии, религиоведения (исламский факто, например), педагогики (профилактика терроризма и преодоление религиозной нетерпимости в школе) и т.д.

Важно также на начальном этапе подготовки реферата осознать, сможете ли справиться с темой исследования в той формулировке, которую Вы выбрали; хватит ли времени на подготовку.

 

План  и структура работы

 

Из опыта города Самары…

Это достаточно понятный этап работы, осуществляемый учениками при проверке руководителем в течение 1 – 2 занятий. Соответствие плана в целом и каждого его пункта в частности теме и проблеме – это самое основное требование. Остальные требования его раскрывают и конкретизируют, а именно:

·        Отсутствие не относящихся к теме пунктов.

·        Полный охват темы.

·        Логичность, с точки зрения решения поставленной проблемы.

·        Грамотность построения (сообразно любой научной работе: введение, основная часть, делящаяся на главы, а те – на параграфы, и заключение, затем – список источников и литературы и приложения, если они есть)

·        Грамотность оформления. Подробно об этом написано в ряде специальных работ. [4]

Вот пример грамотно составленного и оформленного плана работы (Ильина С., 8 класс, «К вопросу о причинах выбора места основания крепости Самара в 1586 году», заняла I место на всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура.» 2006 г.):

I.         Введение.

II.       Основная часть.

I глава. Задачи российского правительства в Среднем Поволжье во второй половине XVI века.

II глава. Влияние этих задач на выбор места основания города Самары.

III глава. Природно-географические факторы выбора места основания города Самары.

III.      Заключение.

IV.   Список использованных источников и литературы.

V.     Приложение.

 

Из опыта города Пушкино…

Перед началом реферата определите, вопросы, на какие нужно будет ответить в первую очередь, на какие – во вторую. В этом также поможет учитель. Примерный план позволит сконцентрировать внимание на наиболее значимом материале.

Нет смысла объяснять, к чему может привести ситуация, когда Вы увлечётесь частностями, и к моменту сдачи реферата у Вас не будет не только материала по основным вопросам темы, но Вы даже не будете понимать ее и, тем более, ориентироваться в ней.

Может получиться так, что, собрав богатый материал по теме, будете «тонуть» в нём, не понимая, например, значения отдельных слов. Например, выберете тему, связанную с военными реформами в России середины XIX века, но не будете понимать слово «рекрут»и так и не поймёте принцип комплектования армии и т.д. Может оказаться, что Вы знаете несущественные частности, не понимая сути событий.

ВАЖНО: план, составленный Вами, не должен восприниматься как конечный продукт и сдерживать исследование темы! Вы сами можете редактировать его в процессе работы, расставляя акценты в рамках темы. Цель динамического плана – сохранить общее направление работы и не потерять контроль над изучаемым материалом: чтобы объёмы материала и частные вопросы в рамках темы не отвлекли Вас от конечной цели работы – раскрытия в реферате заявленной Вами же проблемы.

 

Подбор и изучение литературы и сбор материала

 

Из опыта города Самары…

К моменту утверждения окончательного варианта темы ученик и руководитель должны быть уверены, что необходимый минимум (3 – 5 работ) у них уже найден. В целом, подбор литературы начинается на первом занятии и продолжается 1 – 2 месяца. Начинается всё с обучения (или тренировки) именно составления списка литературы. Осуществляя руководство 36 работами, мы проводили этот этап по следующей схеме:

·       На доске записывается структура: «Автор И.О. Название. Город.: Издательство. Год издания.» с комментариями.

·       Ученики переносят это в тетрадь (специальную, для научной работы – завести её обязательно) и задают вопросы, если что-то не ясно.

·       Ученикам раздаются книги различного рода: авторские и коллективные труды, сборники статей и источников. А они оформляют записи по ним согласно схеме на доске. Руководитель проверяет.

·       Ученики 2 – 4 раза меняются книгами и составляют новые записи на разные типы изданий, пока не научатся делать это безупречно.

Дальше ученики занимаются самостоятельным поиском литературы и исторических источников (руководитель обязан объяснить отличия одного от другого) дома, в библиотеках и магазинах, у друзей и в Интернете. Каждую неделю они приносят оформленные записи, и руководитель указывает, какую роль должна играть в работе та или иная публикация. Существуют трудности, связанные с допуском учащихся в библиотеки и архивы и, следовательно, с поиском материалов. Школьные и районные библиотеки, куда все учащиеся имеют свободный доступ, не в состоянии обеспечить историографическую базу сколь либо глубокого и самостоятельного исследования и содержат практически исключительно научно-популярную литературу. Таким образом, поиск литературы даётся крайне трудно. Поэтому лучше всего руководителю самостоятельно обеспечить их книгами. Поскольку темы должны быть узкими и проблемными, это не осложнит ход обучения навыкам поиска и отбора информации: дети смогут научиться подбирать информацию не в рамках книжных стеллажей, а внутри отдельных изданий.

 

Из опыта города Пушкино…

Нулевой этап. Перед началом сбора материала рекомендуется составить примерный календарный план своей работы: сколько у Вас есть времени всего; сколько Вы можете потратить на сбор материала, сколько - на написание самого реферата, сколько оставить про запас. Здесь важно чётко прописать для себя, что, допустим, через 3 месяца будет собран весь нужный материал; не позже чем через два месяца нужно будет иметь черновой вариант работы, который, например, ещё месяц можно будет дорабатывать с учителем. Это уменьшит вероятность того, что за два дня до сдачи реферата на рецензию преподавателю вы поймёте, что ещё и не начинали ничего делать, каждый день откладывая работу «на завтра».

Этап 1. На начальном этапе нужно сделать акцент на изучение той части учебника, где раскрывается материал по теме реферата или рассказывается о том временном периоде, к которому относится изучаемая тема.

Например, если Вы собираетесь писать реферат о личности Петра I , то логично прочитать главы из учебника истории (школьного или вузовского), которые захватывают как годы его жизни, так и небольшой период до- и послепетровской эпохи. Это необходимо для того, чтобы понять, в каких «исторических декорациях» родился и рос будущий император, в каких условиях жили люди, которые формировали личность будущего правителя России.

Этап 2. Ознакомившись с эпохой (или освежив старые знания), нужно перейти к изучению материалов энциклопедий и работ общего характера.

На данном этапе можно и даже нужно ознакомиться с рефератами других людей, размещёнными, например, в Интернете. Но не следует этим злоупотреблять, только научная литература даёт наиболее точную информацию.

Этап 3. Только на третьем этапе можно переходить к более серьёзным изданиям вроде монографий, а также специальных статей в научных журналах.

ВАЖНО: необходимо помнить о том, что практически каждая книга содержит аннотацию, по которой можно сделать о ней первичное представление. Из аннотации видно, научная книга или художественная, каким вопросам посвящена и на какого читателя ориентирована. После знакомства с аннотацией можно осмотреть оглавление и только затем, если, как Вам кажется, в книге содержится важный материал, можно начать чтение всей книги или отдельных её глав и параграфов.

Этап 4. Прочитав материал из доступных Вам монографий, можно перейти к ознакомлению с источниками.

ВАЖНО: нарушение данной последовательности усложнит Вам работу! Не стремитесь сами пройти тот путь, который уже прошли до вас десятки и сотни исследователей! В ряде случаев на такой научный поиск уходили десятки лет и даже века, не пытайтесь сделать это за полгода!

На заметку: когда Вы примерно определили тему, по которой собираетесь писать реферат, и предварительно согласовали её с учителем, заведите блокнот (или используйте для этого записную книжку мобильного телефона), который носите с собой. Записывайте туда все мысли, которые будут возникать у Вас. Большая часть этих идей и заметок позднее будет отброшена, но так Вы не упустите те ценные мысли-жемчужины, которые могут стать важными элементами реферата.

ВАЖНО: внимательно просматривайте списки источников и литературы в конце изданий, выписывая неизвестные из них на отдельные листы. Это позволит облегчить работу по поиску в каталогах изданий, статей, документов.

 

Обработка материала и написание текста работы

 

Из опыта города Самары…

·        Написание черновика основной части работы

Данный этап осуществляется по-разному, в зависимости от способностей учеников: здесь необходима реализация уровневого подхода. Сначала (после завершения предыдущих этапов) всем даётся одинаковое задание – написать черновик первого пункта основной части работы самого низкого уровня (обычно это параграф). В идеале должен получиться завершённый в смысловом и содержательном отношении текст, соответствующий, в той или иной степени, цели параграфа. Если он получился (значит, перед нами способный и опытный ученик), то начинается работа по конкретным замечаниям. Замечаний должно быть как можно больше, но каждое должно быть доступно разъяснено ученику, чтобы тот не воспринял это как придирку и не повторил ошибку вновь. Руководитель должен указать ученику неверно написанный участок текста, объяснить, что в нём неправильно, и дать на доработку, чтобы тут же перепроверить. Этим достигается «золотая формула» научной работы: ученик действует сам, но под контролем руководителя.

Когда ученик видит, что от исправления текста работа становится всё лучше, он проникается уважением к учителю и старается в следующий раз избежать замечаний. Практика показывает, что их число действительно со временем сокращается, а самоудовлетворение ученика ещё больше возрастает. Если нужного текста не получилось с первого раза, то перед нами малоспособный или незаинтересованный (ленивый) ученик. С ним нужно составлять план каждого параграфа как можно подробнее и просить подбирать отрывки из литературы к каждому пункту, а затем давать задание письменно их пересказывать. Таким образом, параграф будет скомпилирован. Ученик, который сам сразу правильно делает выводы по параграфу, – редчайший случай.

Чтобы все необходимые выводы были сделаны, нужно указать на факты, отмеченные в тексте, которые следует объяснить или сопоставить. Результат объяснения или сопоставления с необходимой аргументацией, достигнутый учеником самостоятельно или с помощью научного руководителя, и есть оптимальный вариант вывода. В конце параграфа таких аналитических выводов обычно должно быть несколько. Таким образом, каждый параграф составляется из компилятивной и аналитической части (помощь именно в её написании – главная задача научного руководителя), которая может быть сконцентрирована (находиться целиком в конце параграфа) или рассредоточена.

·        Написание введения и заключения

Во-первых, следует оговориться, что их необходимо писать только вместе с руководителем и только после основной части. В основной части заключена суть работы, а всё остальное – её организационная оболочка, которая должна базироваться на готовой сердцевине.

Введение должно иметь следующую структуру:

·        Обоснование научной значимости темы и проблемы. Объяснение, зачем историкам необходимо заниматься этим вопросом. Вариантами объяснения может быть его плохая изученность, большая важность рассматриваемого явления для последовавших за ним событий, интерес к нему в свете современной нам эпохи (тогда это актуальность) и так далее. Главное, чтобы всё было правдоподобно – не следует выдумывать небылиц и писать того, что не понимаешь. Некоторые учителя и ученики пытаются обосновывать исключительную актуальность там, где её нет и заведомо быть не может – в темах, посвящённых, например, восстанью Спартака или погребениям древних инков. Не стоит этого делать. Можно принять за аксиому следующее выражение: прошлое актуально уже потому, что оно было. В соответствующих вариациях данный тезис правомерен в отношении предметов всех наук.

·        Указание объекта исследования – того конкретного события, факта, явления, лица, учреждения и т.д., о котором написана работа. Например, в работе «Сравнение положения женщин в Европе V – Х вв. и на Руси Х – ХV вв.» (Михайлина А., 8 класс, заняла I место на международной конференции «Славянские чтения» в Самаре в 2004 г.) объект – женщины в обозначенный период на обозначенной территории.

·        Указание предмета исследования – той характеристики (свойства, качества) или черты объекта, с которой связана проблема исследования. Предмет – это всегда часть объекта. Например, в работе «Сравнение положения женщин в Европе V – Х вв. и на Руси Х – ХV вв.» предмет – положение женщин в обозначенный период на обозначенной территории и его сравнительные характеристики.

·        Указание цели исследования – того, что, упрощённо говоря, ученик собирается «сделать» со своей темой. Чтобы это сформулировать, необходимо взять название работы и подставить к нему указывающий на цель деятельности глагол. Например, в работе «Оценка вклада первых Романовых в становление абсолютистской системы государственности» (Еготинцев А., 8 класс, занял I место на международной конференции «Славянские чтения» в Самаре в 2005 г.) цель – оценить вклад первых Романовых в становление абсолютистской системы государственности.

·        Указание задач исследования, то есть целей, сформулированных по обозначенному принципу применительно к каждой структурной единице работы (главе или параграфу).

·        Анализ источников и литературы необходимо провести хотя бы на самом элементарном уровне: разделить источники и литературу и объяснить критерии деления, рассказать о времени написания и авторах взятых трудов, выявить основные сходства и различия, указать роль той или иной работы в исследовании (ведущая или вспомогательная и по каким вопросам). Хотя бы на примитивном уровне, но этот компонент в работе нужен всегда. Иначе может получиться такая ситуация, когда школьник, рассматривая роман «Айвенго», пребывает в уверенности, что Вальтер Скотт – современник описанных в произведении событий (случай взят из реальной практики общения с учениками других научных руководителей в ходе работы в составе комиссии на конференции).

·        Описание структуры работы (достаточно перечислить структурные единицы в одном предложении).

Заключение может представлять собой соединение выводов всех структурных элементов работы и общий вывод, написанный методом сопоставления и объяснения материала частных выводов.

·        Написание окончательного чистового варианта работы.

Лучшего всего его печатать на компьютере. В рукописном варианте целесообразно принимать только работы, не имеющие перспектив пройти дальше внутренней школьной конференции. Следует соблюдать следующие требования, общепринятые в научной печати:

·        Оставлять поля.

·        Использовать шрифт 12 или 14 пунктов и полуторный междустрочный интервал.

·        Каждый новый структурный элемент работы начинать с новой страницы.

·        Нумеровать страницы.

·        Делать сноски на источники и литературу на все имена, даты, факты (кроме общеизвестных; например, что Иран находится в Азии) и вообще на все сведения, процитированные или пересказанные откуда-либо – по большому счёту, на всё, кроме собственных выводов. Сноски желательно делать внизу страницы и оформлять так же, как и запись в списке литературы, но с указанием страниц (в сноске на Интернет–источник должна присутствовать вся информация из адресной строки).

Верность оформления титульного листа и текста, а также наличие ошибок разного рода следует проверять как можно тщательнее.

Подробно об оформлении написано в ряде специальных работ.[5]

 

Из опыта города Пушкино…

·        Некоторые методы обработки содержания научных текстов

Метод это система предписаний, рекомендаций, предостережений, образцов и т.п., указывающая, как сделать что-либо.

Методология научного исследования – та научная база, на которой строится исследование. В качестве методологии могут выступать учения (например, теория познания и др.), научные подходы (деятельностный, научно ориентированный и др.), принципы (принцип научной объективности, гуманизма и др.).

На заметку: общие методы познания делятся на две основные группы. К первой группе относятся методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент. Вторую группу составляют методы, применяемые на уровне как эмпирического, так и теоретического исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и гипотеза).

Существует множество методов обработки материала. Выбор методов зависит от конкретной темы, которую Вы выбрали. В то же время, можно выделить некоторые общие методы исследования:

Метод деконструкции. Заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать материал и включать его в своё исследование с указанием авторства и источника, сравнивать материал разных источников, давать свою интерпретацию чужим материалам. Данный метод основан на праве читателя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам, не искажая, при этом, авторский вариант. 

Аксиоматический метод. Так, читая научный текст, Вы станете использовать терминологию из этого текста, используете некоторые положения текста в качестве основы и/или составных частей своей работы.

Метод апперципирования (апперцепция – зависимость собственных суждений от принятых за основу знаний). Состоит в дополнении принятых за основу знаний из какого-либо источника к своим, связанным непосредственно с данной темой. Этот метод чаще всего используется, когда нужно создать «я-суждение».

Критический анализ – метод выявления сильных и слабых сторон текста.

Концептуальный анализ – рассмотрение научного текста через призму научной концепции или теории.

Системный анализ – рассмотрение предмета во всех его внутренних и внешних взаимосвязях.

Сравнительный анализ – сравнение и выявление общих и особенных признаков, свойственных двум или более объектам исследования.

В исследовании Вы можете использовать и другие методы: математический, сравнительно-исторический метод, статистический, лингвистический и т.д. Какими будете пользоваться лично Вы, Вам подскажет учитель, в зависимости от предмета, по которому Вы пишете реферат, и конкретной цели исследования.

В советское время обязательным был метод диалектического и исторического материализма. Сегодня, в условиях свободы мнений, наиболее важным является принцип объективности (в том числе, исторической объективности).

·        Выбор и обработка фактического материала для реферата

Первым делом при ознакомлении с работой необходимо определить суть. Затем, сделав необходимые выписки, можно просмотреть примыкающие параграфы. Необходимо уже на стадии выписки, отсортировывать главный материал от второстепенного.

Важно также отделять выверенные цифровые данные из серьёзных источников (документов, авторефератов диссертаций, монографий, академических журналов вроде «Вопросов истории») от тех, которые почерпнуты из непроверенных источников (Интернет, обычные газеты и журналы).

Информацию по некоторым изданиям Вашей темы можно извлечь из сносок, которые даются авторами научных изданий, статей, сборников конференций и т.д.

Безусловно то, что во время работы над рефератом значительная часть собранного материала останется неиспользованной.

Просмотрев книгу, журнал, статью, сами решаете: сделать отдельные выписки или полный конспект изучаемой работы. Важно не забывать указывать выходные данные книги и страницы, с которых сделаны эти выписки.

Конспект – краткое изложение авторского текста, приспособленное к задачам исследования.

Существует два вида конспектирования: выборочное (отдельные выписки из общего текста) и сквозное (полный конспект всего документа или значительных его частей). Если вам нужен значительный фрагмент текста, имеет также смысл сделать ксерокопию этого места или всего документа.

ВАЖНО: не нужно наполнять реферат малозначительными данными. Это не только не прибавит плюсов на защите, а, наоборот, может охарактеризовать Вас как человека, который недостаточно проработал тему и представляет «сырую», «скомканную», наполненную «водой» работу. Если у Вас есть очень ценный документ, включите его в приложение к работе. Избегайте пространного цитирования!

Цитата – это краткое высказывание какого-либо автора, достойное его полного воспроизведения для доказательства какой-либо мысли пишущего.

При обработке материала для написания реферата необходимо обращать внимание на то, когда вышла та или иная книга, та или иная публикация. Особенно это важно при написании работ по истории и обществознанию. В советский период (1917 – 1989 годы) историки строили свои подходы на основе формационного подхода, сущность которого сводится к смене общественно-экономических формаций.

Формация – это находящееся на определённой стадии развития общество, выделенное в соответствии с формой производства.

Вся история человечества, в соответствии с формационным подходом, делилась на этапы. Так, рабовладельческий строй сменяется феодальным, капитализм - феодализмом, социализм – капитализмом, дальше, как считали, наступит коммунизм. В период слома Советского Союза и становления новой России (1989 – 1993 годы) делается попытка подменить формационный подход цивилизационным, который предполагает (передаю здесь общий смысл концепции), что история развития человечества – история развития отдельных цивилизаций.

Это необходимо учитывать потому, что в зависимости от подхода, зачастую, некоторые нечистоплотные историки и политологи тенденциозно подбирают аргументы, делают упор на одни факты и замалчивают либо искажают другие.

Важно правильно оформлять цитаты из приводимых источников и литературы. Цитата заключается в кавычки. В обязательном порядке после нее даётся ссылка на источник, из которого была почерпнута данная информация. При написании текста также нужно избегать излишнего цитирования и, тем более, переписывать чужой текст, выдавая его за свой. Последнее называется плагиатом и преследуется законами Российской Федерации.

Текст, приводимый в цитате, воспроизводится в соответствии с орфографией и пунктуацией источника, с сохранением особенностей авторского написания. Цитирование не должно искажать смысл авторского текста. Существует также практика косвенного цитирования, когда мысли других авторов излагаются своими словами, но здесь нужно быть особенно аккуратными.

·        Библиотеки и Интернет

При подготовке реферата Вам, наверняка, придётся поработать в библиотеках – школьной, городской или районной. Значительное количество библиотек (и в виде каталогов, и в виде оцифрованных книг) доступно сегодня через Интернет. Относительно редко встречаются подборки книг на электронных (CD-ROM и DVD-ROM) носителях.

Каталоги библиотек бывают двух типов: алфавитные и систематические. Алфавитные каталоги позволяют найти книгу по автору или названию (если авторов несколько, это либо название, либо первый автор). В систематических каталогах карточки расставлены по областям знаний.

Практически в каждой библиотеке существует две формы доступа к книгам: часть находится в свободном доступе на полках, часть надо заказывать через требования. Подробную информацию и разъяснения по данному вопросу Вы можете получить от библиотекаря.

Если нужной Вам книги в библиотеке нет, то в крупных библиотеках их можно заказать через межбиблиотечный обмен.

При работе с Интернетом необходимо помнить о таких информационных ресурсах, как: www.inion.ru, www.libfl.ru, www.lib.msu.ru, www.rsl.ru, www.nlr.ru, www.rvb.ru, www.feb-web.ru. Данные ресурсы – поисковые системы книг и электронные порталы наиболее крупных библиотек России. На части из них можно даже бесплатно заказывать качественную научную литературу бесплатно, т.к. некоторые из данных ресурсов спонсируются грантами.

О том, как оформлять ссылки на материалы Интернета (если это неоцифрованные книги), будет сказано ниже.

Важно также помнить о том, что при работе с поисковыми системами можно использовать ряд команд, которые упрощают поиск и сортировку информации:

! <слово> – если найдено это слово, данные документы будут игнорироваться. Так можно избавляться от рекламного мусора.

<слово1>and<слово2> – в документе обязательно должны встречаться оба слова.

<слово1>or<слово2> – в документе обязательно должно встречаться хотя бы одно из указанных слов.

@слово> – в документе встречаются слова в разных формах, например «бумага» и «бумаги».

(<слово1> <слово2>) – в документе должно встречаться точно такое написание.

Существует и ряд других подобных команд.

·        Требования к тексту реферата

Расположение текста

Текст может быть рукописным, напечатанным на машинке, лазерном, струйном или матричном принтере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Для основного текста рекомендуется шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть чёрным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль 12-14 пунктов). Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – не менее 10 мм, верхнее, левое и нижнее – не менее 20 мм.

Сокращения слов.

При сокращении слов применяют:

усечение (удаление конца слова): рисунок – рис.; таблица – табл.; век – в.; год – г.; страница – с.

стяжение (соединение концов слова): институт – ин-т; издательство – изд-во;

акроним (начало): акционерное общество – АО;

аббревиатура (краткий): дф (диафильм), вк (видеокассета).

Словесные конструкции.

В работе необходимо избегать использования местоимения «Я». Лучше всего приводить высказывания от третьего лица: «как отмечается в работе…», «что позволяется сделать вывод…». Для диссертационных исследований рекомендуется заменять «я» на «мы», что указывает на корпоративность знания, но для школьных рефератов использование «мы» вряд ли является оправданным.

По ГОСТу 7.9-95 (раздел 5.2.5): «В тексте реферата следует применять стандартизованную терминологию. В рефератах по общественным наукам допускается использование терминологии исходного документа».

Нумерация страниц.

На титульном листе, как и на листе с оглавлением, НЕ должны указываться номера страниц. То есть, после титульного листа и оглавления (на которых страница не указывается) нумерация начинается с третьей страницы, на которой и указывается «3»! Номер страницы указывается в верхнем правом углу или, что допускается, внизу страницы, по центру.

·        Внутренняя структура и приёмы изложения материала в рефератах.

Титульный лист.

Вверху указывается полное название учебного заведения, в котором происходит защита реферата. Ниже, примерно в середине листа, помещается название реферата. В правом нижнем углу указываются: Ф.И.О. автора реферата, № класса. Ниже – Ф.И.О., должность (а, также, если имеется – научное звание и степень) научного руководителя.  

Ниже по центру листа указывается место написания реферата и год (без слова «год» и буквы «г»). Пример: Пушкино, 2008.

Оглавление.

Оглавление повторяет названия глав и параграфов (все они должны повторять заголовки, обозначенные в теме реферата). Правее каждого подзаголовка обозначаются страницы, соответствующие началу и окончанию каждого подзаголовка.

Нельзя путать оглавление с содержанием! Термин «оглавление» применяется, когда части работы связаны между собой. Термин «содержание» применяется, когда работа содержит несколько не связанных между собой трудов одного или нескольких авторов. В школьном реферате необходимо использовать именно «оглавление».

ВАЖНО!: Страницы в оглавлении указываются в самом конце работы, после того, как в тексте реферата будут сделаны все необходимые правки и форматирование!

Пример оформления оглавления:

введение……………………………….. …стр. 2

1.      Название раздела…………………….стр. 3

1.1.           Название подраздела…………………стр. 3

1.2.           Название подраздела…………………стр. 5

2.      Название раздела…………………….стр. 7

2.1.           Название подраздела…………………стр. 7

2.2.           Название подраздела…………………стр. 8

Заключение………………………………..стр. 9

Список литературы……………………….стр. 10

Введение.

Введение пишется после окончания работы над рефератом!

Необходимо дать обоснование темы: почему она актуальна, своевременна, чем обоснован выбор Вами именно этой темы. Введение позволяет выявить кругозор автора реферата, - об этом нужно помнить.

Введение не должно быть пространным: стандартный объём введения от 1,5 до 2-х страниц (12 или 14 шрифт Times New Roman с полуторным межстрочным интервалом). Иногда в требованиях указывают часть от общего объёма. Например, иногда указывают, что введение должно быть примерно 1/10 от всей работы.

ВАЖНО!: Нельзя путать цель и задачи исследования. Цель может быть только одна, это основной элемент вашего реферата. Задачи же призваны обеспечить достижение цели реферата.

Как цель, так и задачи для реферата перечисляются тезисно: выявить…, определить…, установить… и т.д. Такие чёткие формулировки должны найти отражение в названиях глав и параграфов. 

Для тех, кто собирается писать реферат по истории, политологии или праву необходимо обязательно отразить во введении: какими методами исследования он пользовался. Подробнее о методах мы сказали ранее.

Во введении даётся также краткий обзор литературы по теме реферата. Под обзором подразумевается не перечисление источников и литературы, а их краткая характеристика: насколько они информативны, насколько важны для Вашего исследования, какие вопросы в литературе не получили достаточного освещения, какие направления дальнейших исследований, с Вашей точки зрения, являются актуальными.

Литературу можно анализировать либо в хронологическом порядке, либо по тематическому содержанию: выбор делать Вам, но всё же проконсультируйтесь с учителем.

ВАЖНО!: При анализе работ предшественников не следует недооценивать их роли в исследовании предмета, делать непродуманные оценки и преувеличивать свою роль первооткрывателя, особенно, когда это не подтверждается материалом самого реферата.

Если в тексте принята особая система сокращения слов или наименований, это также должно быть отражено во введении.

Итак, введение должно содержать:

1.      Актуальность выбранной темы;

2.      Цель и задачи Вашего реферата;

3.      Научная новизна (т.е. краткий обзор работ предшествующих исследователей);

4.      При необходимости затрагиваются вопросы методического характера и практической значимости Вашей работы.

Практическая значимость исследования – это возможность его использования в практике образовательного или иного учреждения, а также для продолжения исследования.

Так, например, если Вами высказана некая «новая» идея, которая может быть значима для других исследователей, Ваше исследование уже имеет некоторую практическую значимость. Или, например, Ваш реферат (полученные вами экспериментальные данные, сделанные обобщения, выдвинутые новые трактовки, собранный Вами материал в целом и т.д.) может в дальнейшем использоваться учителем для более глубокого погружения в тему.

·        Основная часть.

Содержит в себе названия глав и параграфов (параграфы даются внутри глав, если нужно конкретизировать материал). В этой части реферата Вы должны чётко, аргументировано и последовательно излагать материал.

Целесообразно на страницах реферата сравнивать различные концепции, выявлять слабые и сильные стороны аргументации разных авторов, сопоставлять качество представляемого ими материала.

Желательно в конце каждой из глав делать краткий вывод-обобщение на несколько строчек. Эти мини-выводы помогут также перейти к следующей главе, создав целостность подаваемого материала.

При написании реферата Вы вправе сами определять собственный способ изложения материала и формирования глав. Единственное требование здесь – логическая законченность каждого раздела. Кроме того, необходимо помнить о необходимости соответствия содержания реферата поставленным цели и задачам, соответствие глав теме реферата, параграфов – названию глав.

Изложение материала должно быть кратким, чётким и не допускать различных толкований.

Приводимые доводы необходимо аргументировать (доказывать). В качестве аргументов могут приводиться цитаты из работ других исследователей, мнения экспертов, а также материал, полученный в результате Ваших экспериментов.

·        Заключение.

Существует три варианта заключения исследования:

1.      Резюме;

2.      Выводы;

3.      Заключение.

В заключительной части реферата необходимо сделать развёрнутое обобщение. Оно может повторять все промежуточные выводы, сделанные в конце глав.

В то же время рекомендуется не механически составлять ранее сделанные выводы, а последовательно изложить полученные итоги, которые должны соответствовать поставленным задачам. В противном случае ваше заключение можно будет трактовать как резюме.

Резюме – это краткое описание проделанной работы, выполняемое как перечень сделанного и выводов по главам. Это простейший тип заключения и его использование вряд ли оправданно.

Выводы – новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на теоретическом или эмпирическом материале. Выводы чаще всего применяются для того, чтобы подчеркнуть свои суждения. Это более «продвинутая» Фома завершения исследования, но и её использовать не рекомендуется.

Оптимальной формой заключения исследования будет именно заключение – комплексная форма завершения работы, которая включает и резюме и выводы. Именно этот вид завершения исследования может быть рекомендован, так как он показывает общий высокий уровень подготовки и человека и его исследовательской работы.

Надо обратить особое внимание на описание достижения цели и задач исследования, которые ставились во введении.

·        Список источников и список литературы. Сноски.

Иногда список литературы называют библиографией, но это не корректно. Общее количество работ, внесённых в список литературы для рефератов должно быть не менее 5.

Правильнее всего разделить список источников и литературы на, собственно, список источников и список литературы.

Список источников включает: архивный материал (опубликованный в виде сборников и неопубликованный), источники мемуарного характера (воспоминания современников), материалы социологических исследований и т.д.

В списке литературы приводятся справочники, энциклопедии, издания общего характера, монографии, научно-популярные книги, статьи периодических изданий (газеты, журналы, авторефераты, информационные листки научных институтов и организаций и т.д.), публикации материалов научных конференций и т.д.

Список источников и литературы даётся, как правило, в алфавитном порядке[6]. Сначала идёт фамилия автора, затем – название, место и время издания. Место издания для Москвы обозначается как «М», для Санкт-Петербурга – «СПб», а остальные города пишутся полностью.

Примеры сокращённого написания выходных данных[7]:

1.      Аксёнов А.И. Генеалогия московского купечества XVIII в. (Из истории формирования русской буржуазии). М.: Наука, 1988.

2.      Никитин Н. Резанов и Кончита встречаются вновь / Труд, №168 за 13.09.2001.

3.      Петров А.Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799-1867). М.: ИВИ РАН, 2006.

4.      Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Моск. рабочий, 1991.

5.      Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – М.: Большая рос. энцикл., 1996. 1 электр. опт. диск (CD-ROM).

6.      От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес, в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount films. М.: Премьер-видеофильм, 2002. 1 вк. Фильм вышел на экраны в 1999 г.

7.      Гладков, Г.А. Как львёнок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. М.: Экстрафон, 2002. 1 мк.

Такие выходные данные вы можете найти в самом издании на первых или последних страницах. Если Вы собираетесь продолжать данную тему в дальнейшем (например, в рамках курсовых или диплома ВУЗа), то есть смысл выписывать выходные данные полностью, с указанием количества страниц и наличием иллюстраций, так как это требуется для курсовых, дипломных работ, при написании статей и монографий. Для школьного реферата это не обязательно.

Пример полного написания выходных данных[8]:

Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Моск. рабочий, 1991. – 496 с.: ил.

В соответствии с новым ГОСТом при написании рефератов, курсовых и дипломных работ допускается опускание тире[9], используемое в полном библиографическом описании. Полное же библиографическое описание предполагает расположение между областями (область заглавия, область издания, область выходных данных и т.д.) точки и тире, - так как показано выше.

Важно, однако, чтобы соблюдалась некая унификация: либо вы указываете полные выходные данные для всех книг в вашем списке литературы, либо везде даёте сокращённые написания выходных данных. В начале библиографического описания вносятся работы отечественных авторов, затем – зарубежных.

Возможно, что в процессе подготовке реферата Вы столкнётесь с ситуацией, когда в источнике информации (например – книге) будет отсутствовать указание на место или год оставления документа. В этом случае, по правилам нового ГОСТа вместо обозначения «без места» следует, в квадратных скобках, указывать [б.м.], а «без издателя» [б.и.], также указание «и другие» обозначается теперь [и др.].

При составлении библиографического описания можно применять сокращение слов и словосочетаний. Не допускается сокращение имени автора, заглавия (в том числе если есть параллельное или альтернативное заглавия), заглавия серии и подсерии документа.

Если в документе (или книге) не указан год, он должен приводиться приблизительно в квадратных скобках со знаком вопроса. Если в документе указаны международные номера, они также приводятся: ISBN (книги) и ISSN (периодика).

При написании своей работы автор реферата вправе сам определять, каким из трёх вариантов выполнения сносок он будет пользоваться:

Вариант 1. Сноски делаются постранично. Это облегчает научному руководителю, рецензентам и читателям реферата ознакомление с источниками и литературой, использованными в работе, качеством аргументации автора. Такой метод наиболее часто используется в монографиях.

Вариант 2. Сноски в конце работы. Этот метод уменьшает загруженность работы, облегчает её чтение. Сквозные сноски удобны для небольших по объёму работ: например, статей в сборниках.

Вариант 3. Редкий и малоиспользуемый, но допустимый, сегодня вид оформления сносок. Сноски в самой работе могут помещаться в круглые или квадратные скобки. В таком случае, это будет выглядеть так (без выделения жирным шрифтом): (Федосюк Ю.А. Указ. соч. – Стр. 578). Этот вариант использовать не рекомендуется, так как он сильно перегружает работу, усложняя жизнь как читающему её, так и для самого автора, который легко может «утонуть» в своей же работе.

ВАЖНО!: Если подряд идут ссылки на один и тот же источник или ту же книгу, используется фраза «там же» (если ссылка идёт на ту же страницу) или «там же, с. 32» (если  ссылка на тот же документ, но другая страница). Если работы разные, а автор один, используется фраза: «его же,», а далее указывается название другой работы.

ВАЖНО!: При оформлении сносок на ресурсы Интернета (ГОСТ допускает это) необходимо указывать полное название пути до информации, который может включать массу точек, запятых, и т.д.

Пример 1: Скрягин Л. Морской флот.  [www документ] – URL http://www.ka-50.ru/llib_art.php?author=skr&book=0&page=00.html

Если документ в Интернете обновлялся, указывается: «(н/д / ГОД)», где ГОД – дата доступа к документу. Пример 2: Скрягин Л. (н.д./2006) Морской флот.  [www документ] – URL http://www.ka-50.ru/llib_art.php?author=skr&book=0&page=00.html

·        Приложения и таблицы.

Приложение – это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения вашего исследования и не вошедшие в текст основной части.

Материалы приложений, в идеале, не должны включать ваших комментариев, а должны представлять собой исходные тексты, таблицы, данные социологических исследований, анкеты, графики, карты и т.д. Каждое приложение не может быть больше, чем на 5 страницах. Приложение должно соотноситься с текстом реферата, оно не может не иметь отношения к теме реферата.

Приложение помещается в конце работы с продолжением общей нумерации страниц. В то же время объём приложения не учитывается в объёме работы. Объём приложений не должен превышать 1/3 от общего размера работы.

Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, номер, обозначенный арабскими цифрами. Пример: Приложение 2. Список Главных Правителей Русской Америки.

Обязательно также в сноске указать на источник, из которого взят данный текст. Это связано с тем, что если материал взят из сети Интернет, он может быть отображён с ошибками, сокращён и даже изменён недобросовестными пользователями. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным, кратким.

Важное место могут занимать в реферате графики. Графики – наглядное изображение словесного материала посредством арифметических и геометрических средств, а также художественных образов: чисел, плоскостей, линей, точек, цвета и др.

С помощью графиков устанавливается соотношение определённых величин, их функциональная взаимозависимость. Существует несколько видов графиков: собственно графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.

В приложения также обычно помещают крупные таблицы (те, которые занимают целый лист), чтобы они не мешали чтению основного текста. В то же время малоразмерные таблицы могут помещаться и в основной текст. Таблицы обычно применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

ВАЖНО!: В таблицах и графиках разрешено применять размер шрифта меньший, чем в основном тексте реферата.

Количество графиков в исследованиях не нормируется, но определяется автором исследования в соответствии с целесообразностью.  

·        Стиль реферата.

Язык и стиль реферата позволяют судить об общей культуре автора. Научное изложение состоит из рассуждений, которые преследуют цель доказать истинность выводов и обобщений путём выражения логических связей. Средствами выражения логических связей могут выступать функционально-синтаксические связи, через которые идёт развитие мысли: во-первых, во-вторых, в-третьих, прежде всего, значит и т.д. Устанавливаются противоречивые отношения: тем не менее, однако, между тем и т.д. Устанавливаются причинно-следственные отношения: следовательно, сообразно с этим, благодаря этому и т.д. Переход от одной мысли к другой может быть выполнен за счёт: рассмотрим, прежде чем перейти к…, остановимся на… и др. Выводы делаются за счёт таких элементов как: таким образом, всё сказанное позволяет сделать вывод… и т.д.

Автор реферата должен взвешенно подходить к представляемым другими авторами «фактам» в зависимости от уровня источника. Академическое издание может содержать значительно меньше ошибок, нежели содержат статьи в газетах «Московский Комсомолец», «Жизнь» и другой жёлтой прессе.

Определение автором реферата уровня доверия к информации можно обозначить так:

1.      Высокий уровень доверия позволяет использовать слова: конечно, действительно и т.д.

2.      Средний уровень доверия к материалу позволяет писать: видимо, надо предполагать и т.д.

3.      Низкий уровень доверия позволяет использовать: вероятно, возможно, не исключено и т.д.

Для того чтобы обозначить в заочной полемике авторство той или иной идеи можно использовать: по сообщению…, по сведеньям…, по данным… и др.

Важно также помнить, что признаками культуры научной речи являются точность, ясность и краткость. Старайтесь избегать использования высокопарных выражений.

Необходимо также стараться избегать излишнего использования редких научных терминов, те же термины, которые, как вам кажется, необходимы в работе, должны при первом упоминании расшифровываться. Не используйте те научные термины, смысл которых Вы не понимаете, не меняйте смысл и значение научного термина. Не следует употреблять один и тот же сложный научный термин чаще, чем через 10-15 строк.

Написание текста реферата – это не простое перечисление отрывков из прочитанного материала. Автор реферата должен не просто излагать материал, почерпнутый из книг и статей. Автор обязан анализировать тексты, отбирать и перестраивать материал, оценивать его, грамотно выстраивая, при этом, предложения. Высказываемые суждения должны быть логически законченными, доказанными, построение текста – логичным. Высоко оцениваются самостоятельность суждений, творческий поиск и грамотная речь.

В тексте любой работы в обязательном порядке должны содержаться так называемые «я-суждения» - то есть высказывания своего мнения, своих оценок, критических замечаний и суждений вообще. Наиболее оптимальными будут такие словосочетания, как: «необходимо заметить», «следует подчеркнуть», «представляет интерес» и др.

 

Подготовка доклада и защита работы, критерии оценки

 

Из опыта города Самары…

В выступление целесообразно включить следующие компоненты:

·        Введение без разбора литературы и источников (об этом могут задать вопрос и ребёнок должен быть готов хорошо на него ответить, поэтому, выступая на конференции, текст «Введения» нужно иметь с собой целиком).

·        Заключение.

·        После каждого вывода заключения должна следовать его аргументация.

Всё выступление в оптимальном варианте должно быть рассчитано на 10 минут (сейчас имеет место тенденция к сокращению предоставляемого времени организаторами конференций), причём около 3 минут уходит на введение. Главное в выступлении – это:

·        Яркая, ясная и грамотная речь.

·        Умение отвечать на вопросы, причём уровень научности языка и ориентации в материале при ответе на вопросы не должен уступать подготовленной речи. Если разница велика, то лучше упростить речь, чтобы не было подозрения в несамостоятельности исследования. Ученик никогда не должен отвечать на вопрос молчанием – даже не зная ответа, ему нужно выкручиваться, так хотя бы появляется шанс, а молчание – это всегда пораженье.

·        Умение использовать дополнительный материал: карту, плакаты, схемы, таблицы, рисунки и так далее.

Для наилучшей подготовки к выступлению ученик должен 5 – 10 раз проговорить его перед научным руководителем с проверкой хронометража по часам и ответить на 4 – 7 его вопросов каждый раз; дома эту процедуру тоже рекомендуется проделывать при помощи старших как можно чаще. На наш взгляд, текст выступления лучше всего проговаривать, «подглядывая» в листок, так как участие в конференции – это всегда стресс и с воспроизведением заученного текста могут возникнуть проблемы, а экспромт не может быть лучше многократно выверенной речи (хотя, блестящее выступление «без бумажки» и удачный экспромт производят большое впечатление).

Для того, чтобы оценить, как ученик «говорит сам» (без заготовленного текста) существуют ответы на вопросы. Однако ученику необходимо практически наизусть знать текст работы и выступления, чтобы максимально свободно в них ориентироваться. Для этого текст необходимо предварительно внимательно прочитать 2 – 5 раз. Если нескольких готовящихся к выступлению на конференции учеников можно объединить в одну группу, то это следует использовать для отработки ответов на вопросы аудитории: они должны по очереди выступать перед своими товарищами, каждому из которых необходимо задать выступавшему 1 – 3 вопроса (в зависимости от количества учеников). Такого рода репетиции выступления не должны ничем отличаться от реальных условий конференции, чтобы стресс ученика был сведён к минимуму его подготовкой.

Выступающий ученик должен источать уверенность, а задача руководителя – её в него вселить.

 

Из опыта города Пушкино…

Цель доклада – в короткое время (10-15 минут) изложить основные результаты проделанной работы.

Доклад должен быть кратким и ясным, поэтому целесообразно построить его по следующему плану:

1.      Название выбранной темы исследования (проекта, реферата) и её актуальность.

2.      Чёткая формулировка цели и задач темы.

3.      Обоснование актуальности исследований по выбранной теме.

4.      Анализ историографии вопроса в данной области.

5.      Результаты исследований (количественные оценки и сопоставления).

6.      Вывод из проделанной работы.

7.      Полученный эффект и практическая значимость работы.

Критерии оценки для школьных рефератов:

1.      Качество работы;

2.      Качество доклада;

3.      Оценка ответов на вопросы.

 


Список источников

 

1.      Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. (Официальное издание). – 166 с.

2.      ГОСТ 7.9-95. (н/д/2007). Реферат и аннотация. Общие требования (ИСО 214-76). Межгосударственный стандарт. Дата введения 01.07.1997. [www документ] URL http://www.iramn.ru/author/gost7_9.htm.

 

Список рекомендованной литературы

 

1.      Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформления результатов научной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.: ил. – ISBN 5-279-02517-8

2.      Ануфриев А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89. – 112 с. – ISBN 5-86894-656-1

3.      Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.: ил. – ISBN 5-469-00031-1

4.      Беляев С.В., Терехина О.В. Письменная научно-творческая работа учащегося по истории. Самара: СИПКРО. 2004

5.      Библиографическое описание документов: общие требования и правила составления. /Сост. Т.И. Тренькина. – Сыктывкар: Сыктывкарский Государственный Университет, 2006. – 7 с.

6.      Бузова О.В. и пр. Научно-творческая работа учащихся. Самара: Инсома-пресс. 2002. – 32 с.

7.      Калинина Г.П. Новый государственный стандарт на библиографическое описание. // Библиотека, №2 за 2004 год.

8.      Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 352 с. – ISBN 5-94798-435-0

9.      Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: Справочное пособие. /Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Мисанта, 2003. – 416 с. – ISBN 985-6080-85-1

10. Макарова Т.Н. Подготовка образовательных учреждений к итоговой аттестации учащихся. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 176 с. – ISBN 5-98527-028-9

11. Путь в науку. Методическое пособие для соискателей учёной степени кандидата наук по специальностям социально-гуманитарного профиля / Отв. ред. Курнешва Л.Е. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 1999. – 48 с.

12. Зильберглейт М.А., Петрова Л.И. Методика и техника подготовки курсовых и дипломных работ. – Мн.: «Беларуская навука», 2003. – 318 с. – ISBN 985-08-0462-9

13. Харций И.В., Васильева Г.П. Новые правила библиографического описания в действии // Библиография, 2005. № 1.

14. Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с итал. Е. Костюкович. – Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – 240 с. – ISBN 5-8013-0166-6

 

 

 

 


Приложение 1

 

 

 

 


Приложение 2



Самарская городская общественная организация

«СОЮЗ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ»

московский филиал

 

Научный молодёжный ежегодник

Выпуск III

Часть 2

 

 

Репинецкий С.А.

Соколов и.А.

 

 

Реферат и научная работа в школе:

государственный стандарт,

педагогический опыт,

методические рекомендации

 

*

Под общей редакцией С.А. Репинецкого,

Председателя Гуманитарной секции и Московского филиала СГОО «Союз молодых учёных».

Корректор – Н.В. Ипполитова.

 

 

Подписано в печать: 15.11.2007 года. Формат: 60х84 1/16

Объем: 3,2 п.л. Тираж: 200 экз. Печать оперативная. Заказ № 316.

Отпечатано в типографии

АНО «Издательство Самарского научного центра РАН»:

443001, г. Самара, Студенческий переулок, 3а

Телефон (846)332-61-76



[1] См. раздел 3.1 в: ГОСТа 7.9-95. (н/д/2007). Реферат и аннотация. Общие требования (ИСО 214-76). Межгосударственный стандарт. Дата введения 01.07.1997. [www документ] – URL http://www.iramn.ru/author/gost7_9.htm.

[2] Там же, раздел 3.3.

[3] Определённые ГОСТом рамки реферата, по нашему мнению, очевидно не предполагают полноценного исследования.

[4] Беляев С.В., Терехина О.В. Письменная научно-творческая работа учащегося по истории. Самара: СИПКРО. 2004; Бузова О.В. и пр. Научно-творческая работа учащихся. Самара: Инсома-пресс. 2002.

[5] Беляев С.В., Терехина О.В. Письменная научно-творческая работа учащегося по истории. Самара: СИПКРО. 2004; Бузова О.В. и пр. Научно-творческая работа учащихся. Самара: Инсома-пресс. 2002.

[6] Допускаются также: хронологический порядок литературы и источников, предполагающий расположение работ по годам выхода публикации; систематический порядок, предполагающий размещение литературы в соответствии с главами; группировка в порядке первого упоминания в тексте. Все они имеют ряд достоинств и недостатков.

[7] Порядок оформления ссылок на источники регулируются ГОСТом 7.1-2003, который вступил в действие с 1 июля 2004 года: «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Данный стандарт был подписан рядом государств. Головной организацией по разработке нового ГОСТа выступала Российская книжная палата, а соисполнителями – Российская государственная и Российская национальная библиотеки. Новый ГОСТ вводится взамен пяти старых ГОСТов, основным из которых является ГОСТ 7.1 – 84.

[8] ГОСТ допускает вариант написания библиографических данных с указанием на объём тиража издания и иными примечаниями (например: указание на отсутствие автора на корешке или обложке и т.д.), но это требование скорее ориентировано для библиотек и каталогов. Подробнее см.: Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. (Официальное издание). С. 152 – 154 и др. 

[9] Подробнее см.: Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. (Официальное издание). С. 18. Или: Библиографическое описание документов: общие требования и правила составления. /Сост. Т.И. Тренькина. – Сыктывкар: СГУ, 2006. С. 2.



Хостинг от uCoz