РЕЦЕНЗИЯ
на сборник статей «Научный молодежный ежегодник Самарской городской общественной организации «Союз молодых ученых». Выпуск
II»
Союз молодых ученых в Самаре существует не так давно, но за это время выпускает уже второй сборник работ студентов, аспирантов и кандидатов наук. «Научный молодежный ежегодник Самарской городской общественной организации «Союз молодых ученых» содержит статьи по различным гуманитарным и техническим дисциплинам. Все работы посвящены важным и актуальным научным проблемам. Отдельно хотелось бы отметить блок работ по всеобщей истории.
В разделе «всеобщая история» представлены статьи молодых ученых Самарского государственного университета и Самарского государственного педагогического университета, посвященные вопросам античной, средневековой и новой истории. Статья Н.С. Адамова затрагивает важный и интересный вопрос об изменении отношения к ведовству со стороны христианской церкви в средние века. Ю.Н. Кузьмина попыталась выявить восточные корни почитания Артемиды Эфесской. Автор показала принципиальное отличие этого культа от греческих традиций и близость его к малоазиатским. Статья О.О. Ковдеевой посвящена активно разрабатываемой в последнее время проблеме рецепции античного наследия. Автор попыталась показать, каким видели античный мир французские просветители XVIII века и выявила неоднозначность его восприятия. К.В. Фролова проанализировала отношение А. Линкольна к рабству и показала противоречивость взглядов политика. А.Н. Сквозников исследовал российскую политику в македонском вопросе и доказал реалистичность шагов отечественной дипломатии в решении данной проблемы.
Таким образом, данное издание имеет несомненную значимость, и рекомендуется к публикации.
Доцент кафедры всеобщей истории Самарского государственного педагогического университета, к.и.н.
RECENZII-1.jpg
А. А. Бельцер
RECENZII-2.jpg
РЕЦЕНЗИЯ
Ежегодник научных трудов Самарской городской общественной организации «Союз молодых ученых». Вып. II
Ежегодник научных трудов Самарской городской общественной организации «Союз молодых ученых». Вып. II посвящен актуальным проблемам современных гуманитарных и технических наук. В издании представлены научные сочинения молодых авторов по различным направлениям гуманитарной и естественнонаучной областей знания - истории, филологии, философии, социологии, технике.
Особого внимания заслуживает раздел посвященный философским наукам. Статьи молодых специалистов затрагивают различные аспекты данной дисциплины: от онтологии и теории познания до социальной философии и формальной логики.
Статья Демина И.В. освещает экзистенциально-онтологические основания историософии, а так же осмысление научной историографии М. Хайдеггером и Г. Гадамером. Автор констатирует, что экзистенциально-онтологическая трактовка науки, предложенная указанными мыслителями, позволяет понять науку как дело самого человека, но в то же время и как проект, не зависящий от человеческой субъективности. Демин И.В. фиксирует, что в рамках экзистенциально-онтологической философии науки не может идти речь о каких-то промежуточных формах между наукой и не-наукой, ибо они представляют собой единое целое.
Попова М.А. и Попов П.А анализируют гносеологическую и методологическую роль формальной логики в механизме становления основ клинического мышления у студентов медицинских вузов в начале их самостоятельной лечебной деятельности. Авторы подчеркивают, что при формировании клинического мышления у студентов важной составляющей является освоение категориального аппарата формальной логики и философии. Преподавание этих учебных дисциплин преследует цель - повышать культуру мыслительной деятельности будущих врачей, приобщать их к духовным ценностям, моральным нормам и принципам жизни в современном обществе.
Хоровинниковым А.А. анализируются экстремизм и экстремальные явления как факторы, продуцирующие изменения в различных сферах социальной действительности. Автором применяется диалектический подход, согласно которому представленные феномены конституируются как частное и общее, где экстремизм представляет конкретную идеологию и систему деятельности, а экстремальные явления - сопутствующий процесс функционирования некоторой системы. Хоровинников А.А. оттеняет: рассматриваемые концепты выступают необратимыми условиями смены регулярной идентичности, что приводит к травматогенным изменениям.
Следует уверенно констатировать, что рецензируемые сочинения имеют научно-теоретическую ценность, несомненную значимость, а потому рекомендуются к публикации.
RECENZII-3.jpg
Е.Н. Хохрина
РЕЦЕНЗИЯ
на
Ежегодник научных трудов Самарской городской общественной организации «Союз
молодых ученых». Вып. II
Сборник научных трудов Самарской городской общественной организации «Союз молодых ученых». Вып. II посвящен проблемам гуманитарных и технических наук. В издании представлены сочинения молодых авторов по различным направлениям гуманитарной и естественнонаучной областей знания. Немаловажную роль в формировании мировоззрения молодых специалистов и исследователей играют технические науки. Технологии и проектная деятельность - будущее современной научной парадигмы и неоспоримый фактор общественного прогресса. В этой связи хотелось бы особо отметить раздел «Технические науки».
Статья СЮ. Теплых и М. В. Сидориной посвящена анализу методики флотации при очистке питьевых и сточных вод. Авторы подчеркивают, что экономическое давление со стороны водоканалов и контролирующих органов все чаще ставят перед специалистами предприятий проблемы поиска эффективных, надежных в эксплуатации очистных сооружений, гарантирующих стабильное и высокое качество очистки, либо реконструкции, модернизации или расширения уже имеющихся технологий. На основе проанализированного материала они делают заключение об актуальности физико-химической очистки воды, так как селитебная зона городов и населенных пунктов не позволяет использовать полную биологическую очистку, поэтому специалисты и опробируют новые методы физико-химической очистки водоканалов.
Исследование СЮ. Теплых и П.А. Горшкалева отражает влияние деятельности железнодорожного транспорта на окружающую среду. Интересным представляется утверждение авторов, что неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава и железнодорожных путей не способствует энергосбережению на транспорте и повышению экологической безопасности отрасли, а увеличение степени износа подвижного состава приводит к увеличению расхода энергоносителей, что увеличивает вредные выбросы в окружающую среду. Так же научно обоснованы выводы о том, что в последние годы внимание исследователей привлекло дополнительное загрязнение окружающей среды, возникающее в контактных парах рельсового транспорта. Это связано с повышением скоростей движения, нагрузок на железнодорожном и городском рельсовом электрическом транспорте, а также с расширением сферы применения такого транспорта. На поверхностях трущихся частей локомотивов и вагонов образуется пленка, обладающая смазывающими свойствами и ориентированная в направлении скольжения. Состав загрязнителей зависит от природы трущихся поверхностей: Это могут быть металлические частицы, остатки композитных материалов на основе различных волокон, фенольных смол, а также вещества, появляющиеся в результате разложения на контактирующих поверхностях смазывающих материалов.
Другие материалы представленные для публикации в сборник «Союза молодых ученых» в раздел «Технические науки» так же имеют важное научно-теоретическое значение в области технологий.
Таким образом, все рецензируемые работы могут бьггь рекомендованы к печати.
RECENZII-4.jpg
В.А. Носов
Рецензия
на статью С.А. Репинецкого «Методические приемы организации научно-исследовательской работы школьников среднего звена (на собственном
педагогическом опыте)».
В работе автора рассматривается не только актуальный, но и носящий ярко выраженный практический характер вопрос - организация научно-исследовательской работы школьников. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся является следствием социального заказа общества и государства. Занятия научно-исследовательской деятельностью являются приоритетом среднего и старшего школьного возраста. Для них организуются и проводятся конференции, чтения, конкурсы и другие мероприятия различного уровня, стимулирующие их исследовательскую деятельность.
Универсальные навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных жизненных ситуациях. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам творческого поиска способствуют становлению профессионализма в любой сфере в дальнейшем. Этот опыт необходимо приобретать еще в школе. К сожалению, практика показывает, что уровень готовности детей к данному виду деятельности оставляет желать лучшего. Главная причина этого явления заключается в отсутствии грамотного, целенаправленного руководства исследовательской работой учащегося со стороны научного руководителя, чаще всего им является школьный учитель.
Статья С.А. Репинецкого представляет определенную ценность, в первую очередь, как пособие по организации деятельности педагога по руководству исследовательской работой школьников. В публикации автор поэтапно, пошагово рассматривает деятельность научного руководителя с момента выбора учеником темы исследования до момента его публичного выступления и защиты результатов исследования.
С.А. Репинецкий обобщает свой успешный педагогический опыт работы со школьниками самарской Гимназии № 1 и, безусловно, расширяет наше представление об организации именно методической помощи руководителя своему подопечному. В статье неоднократно подчеркивается роль педагога и роль школьника на различных этапах написания научной работы, при этом четко прослеживается мысль: «Ученик действует сам, но под контролем руководителя».
Определение объекта, предмета, цели, задач исследования всегда вызывает понятное затруднение у школьника-исследователя, именно данные позиции - наиболее слабое звено в работе учащихся. В связи с этим нельзя не отметить, что автор статьи обращает на это внимание читателей и на доступных примерах раскрывает суть каждого понятия и прописывает алгоритм определения каждого из них.
Научно-исследовательскую работу, отвечающую всем требованиям жанра, ученику написать трудно. Но это только часть работы, не менее сложным моментом является и выступление ребенка перед публикой; в этом виде деятельности помощь руководителя необходима как никогда.              С.А.
Репинецкий также очень подробно описывает не только требования к выступлению, но и характеризует роль руководителя и роль самого школьника в ходе указанной работы.
Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том, что «Поиск литературы дается детям крайне трудно, поэтому лучше всего руководителю самостоятельно обеспечить их книгами». Не всегда научный руководитель может выполнить данные функции из-за отсутствия оных в собственной библиотеке, или времени для получения нужной литературы в библиотеке.
Отмеченные недочеты носят чисто локальный характер и не снижают высокого уровня работы, не влияют на конечные результаты исследования.
RECENZII-5.jpg
Г.Н. Рогожина
РЕЦЕНЗИЯ
на статью И.Н. Шаровой и В.А. Клашкина «Формирование готовности у молодых ученых к управлению карьерой. Проект учебного курса
«Управление карьерой»».
В результате перманентно меняющихся социально-экономических условий на рынке труда перед молодыми людьми остро стоит проблема приспособления выпускника вуза к конъюктуре этого рынка, возникает потребность уметь управлять собственной профессиональной карьерой. Эти задачи, по мнению авторов, может решить учебный курс «Управление карьерой».
Данный курс детально разработан, четко прописаны его цели, представленные по уровням. Выделены понятия курса, прописаны его практическая часть и технология организации учебного процесса. Весьма важно то, что определены области применения полученных знаний и умений и основные «точки» контроля, разработаны методические рекомендации по реализации учебного курса.
Вполне обоснованным является утверждение авторов статьи о том, что при реализации обозначенного курса необходимо использование активных методов обученбия, организация диалогического взаимодействия, дискуссионного обсуждения профессиональных проблем, деловых игр в формировании готовности к управлению карьерой.
Но вместе с тем, на наш взгляд, немаловажной структурной единицей курса должен стать раздел «Документоведение», так как молодым специалистам необходимо знать процедуру оформления документов аналитического характера, документов по личному составу, усвоить основные требования к созданию организационно-распорядительной документации.
Статья интересна, актуальна и должна заинтересовать преподавателей высших образовательных учреждений, работающих в системе повышения квалификации и подготовки и переподготовки кадров.
Ст. преподаватель кафедры
истории и культурологии СФ МГПУ (
RECENZII-6.jpg
Г.Н. Рогожина А.А. Гриднева
RECENZII-7.jpg
Хостинг от uCoz